Велосипед

Нож­ной при­вод без «мёрт­вой» точки — движе­ние вниз каж­дой из двух педа­лей про­ис­хо­дит больше поло­вины длины цикла.


Музеи и архивы

Меха­низм хра­нится в Музее исто­рии Санкт-Петер­бург­ского уни­вер­си­тета.


Иссле­до­ва­ния

И. И. Арт­обо­лев­ский, Н. И. Левит­ский. Меха­низмы П. Л. Чебышева / В кн.: Науч­ное насле­дие П. Л. Чебышева. Вып. II. Тео­рия меха­низмов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР. 1945. С. 34–35.

И. И. Арт­обо­лев­ский, Н. И. Левит­ский. Модели меха­низмов П. Л. Чебышева / В кн.: Пол­ное собра­ние сочи­не­ний П. Л. Чебышева. Том IV. Тео­рия меха­низмов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР. 1948. С. 219–220.


Другие мате­ри­алы

Меха­низм для пре­об­ра­зо­ва­ния враща­тель­ного движе­ния в поступа­тель­ное с уско­рен­ным обрат­ным ходом.


Опи­са­ние

Изу­чая раз­но­вид­ность изогну­того лямбда-меха­низма, Паф­ну­тий Льво­вич Чебышев рас­смат­ри­вает такие параметры, при кото­рых одна часть синей шатун­ной кри­вой близка к прямой, а вто­рая похожа на букву V.

Если при­ба­вить к этому меха­низму двухпо­вод­ко­вую схему, то полу­чится, что добав­лен­ный подвиж­ный шар­нир движется вниз более поло­вины времени.

В конце XIX века Борис Нико­ла­е­вич Мен­шут­кин ходил по ауди­то­риям Санкт-Петер­бург­ского уни­вер­си­тета и про­из­во­дил фото­съёмку. Среди других изоб­раже­ний, дошед­ших до нас в виде фото­аль­бома «Санкт-Петер­бург­ский уни­вер­си­тет. 1896—1899», есть и фотография меха­ни­че­ского каби­нета, сде­лан­ная, как пока­зы­вает дата на самой фотографии, 28 марта 1899 года.

На ней при­сут­ствует и меха­низм Чебышева, извест­ный под назва­нием «Вело­сипед». Построен он по рас­смот­рен­ной кинема­ти­че­ской схеме.

Так как движе­ние вниз каж­дой из двух педа­лей про­ис­хо­дит больше поло­вины времени, то у такого меха­низма отсут­ствует «мёрт­вая» точка.

По харак­теру меха­низма видно, что он задумы­вался не для вело­сипеда, а как идея для нож­ного при­вода. Рас­смат­ри­вая модель, можно предпо­ложить, что она дора­ба­ты­ва­лась уже в процессе изго­тов­ле­ния. Так махо­вик, по всей видимо­сти, изна­чально предпо­лага­лось крепить к ниж­ним план­кам. на них сохра­ни­лось место для креп­ле­ния оси, однако в окон­ча­тель­ном вари­анте планки исполь­зуются только для проч­но­сти кон­струкции. Так как махо­вик был пере­не­сён вверх, то при­ш­лось наращи­вать кон­струкцию, и в вер­ти­каль­ных план­ках были сде­ланы пазы для креп­ле­ния сиде­нья.

Сиде­нье не сохра­ни­лось и было вос­ста­нов­лено в фильме по фотографии. Основ­ная часть меха­низма хра­нится в Музее исто­рии Санкт-Петер­бург­ского уни­вер­си­тета (также как и аль­бомы Б. Н. Мен­шут­кина), и в фильме пред­став­лена точ­ная действующая копия «Вело­сипеда» П. Л. Чебышева.


Модель меха­низма

Геомет­ри­че­ская модель, создан­ная про­ек­том «Матема­ти­че­ские этюды».


Все механизмы

Реконструкция
Реконструкция
Реконструкция
Кинематическая схема
Кинематическая схема
Модель Чебышева (Музей СПбГУ)
Фотография из альбомов Б. Н. Меншуткина 1899 года
Название