Гребной механизм

Музеи и архивы

Меха­низм хра­нится в Поли­тех­ни­че­ском музее (г. Москва); фон­до­хра­ни­лище, ПМ № 19471.

Ориги­налы архив­ных фотографий хра­нятся в Musée des arts et métiers du Conservatoire national des arts et métiers (Париж, Франция); CNAM № 12063-0001, № 12063-0002, № 12063-0003, № 12063-0004.


Иссле­до­ва­ния

И. И. Арт­обо­лев­ский, Н. И. Левит­ский. Меха­низмы П. Л. Чебышева / В кн.: Науч­ное насле­дие П. Л. Чебышева. Вып. II. Тео­рия меха­низмов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР. 1945. С. 53–56.

И. И. Арт­обо­лев­ский, Н. И. Левит­ский. Модели меха­низмов П. Л. Чебышева / В кн.: Пол­ное собра­ние сочи­не­ний П. Л. Чебышева. Том IV. Тео­рия меха­низмов. — М.—Л.: Изд-во АН СССР. 1948. С. 228–229.


Другие мате­ри­алы

Стопо­хо­дящая машина.

Меха­низм для пре­об­ра­зо­ва­ния враща­тель­ного движе­ния в кача­тель­ное.

Двига­тели, изоб­ре­тён­ные ака­деми­ком Чебыше­вым // Все­мир­ная иллю­страция. 1893. № 1275. С. 17.

Д. А. Граве. Энцик­лопе­дия элемен­тар­ной матема­тики. Очерк её современ­ного положе­ния. — Киев: Изда­ние книж­ного мага­зина Н. Я. Оглоб­лина, 1912.


Опи­са­ние

Плос­кий шар­нир­ный меха­низм хра­нится в Поли­тех­ни­че­ском музее г. Москвы. Этот меха­низм построен на лямбда-меха­низме с теми же парамет­рами, что исполь­зу­ется в стопо­хо­дящей машине.

На основе этого меха­низма были сде­ланы, как минимум, три раз­лич­ные лодки. Все они не сохра­ни­лись. Две из них пере­во­дят враще­ние руко­я­ток по окруж­но­сти в движе­ние вёсел, они вос­ста­нов­лены по архив­ным фотографиям. В тре­тьей лодке при­ме­ня­лась допол­ни­тель­ная цепочка, пере­во­дящая кача­тель­ное движе­ние управ­ляющего лод­кой в круго­вое, исполь­зующе­еся на входе греб­ного меха­низма.

Срав­не­ние плос­кой модели, хра­нящейся в Поли­тех­ни­че­ском музее, с архив­ными фотографи­ями, хра­нящи­мися в CNAM, пока­зы­вает, что в лодке, пред­став­лен­ной на фотографиях, меха­низм был немного модифици­ро­ван. на плос­кой модели два ниж­них закреп­лён­ных шар­нира, опущены отно­си­тельно ряда других закреп­лён­ных шар­ни­ров. А на фотографиях чётко видно, что все они рас­по­ложены на одном уровне. По всей веро­ят­но­сти, это отно­сится и к меха­низмам, при­ме­нявшимся и на других моде­лях лодок, но каче­ство репро­дукций в печат­ных изда­ниях не поз­во­ляет сде­лать точ­ный вывод.

Как ука­зано в жур­нале «Все­мир­ная иллю­страция», модель лодки, пред­став­лен­ная на нахо­дящихся в CNAM архив­ных фотографиях, была изго­тов­лена в Санкт–Петер­бурге.

Срав­не­ние плос­кой модели, хра­нящейся в Поли­тех­ни­че­ском музее, с репро­дукцией фотографии из ста­тей И. И. Арт­обо­лев­ского и Н. И. Левит­ского ещё раз под­твер­ждает догадку (см. текст к меха­низму для пре­об­ра­зо­ва­ния враща­тель­ного движе­ния в кача­тель­ное), что в какой-то момент, меха­низмы П. Л. Чебышева, хра­нящи­еся в Поли­тех­ни­че­ском музее, были пере­не­сены на новые доски-осно­ва­ния.


Модель меха­низма

Геомет­ри­че­ская модель, создан­ная про­ек­том «Матема­ти­че­ские этюды».


Все механизмы

Реконструкция одной из лодок
Реконструкция одной из лодок
Реконструкция гребного механизма
Реконструкция гребного механизма
Кинематическая схема
Модель Чебышева (Политехнический музей)
Модель Чебышева (Политехнический музей)
Архивная фотография одной из лодок (CNAM)
Архивная фотография одной из лодок (CNAM)
Архивная фотография одной из лодок (CNAM)
Архивная фотография одной из лодок (CNAM)
Лодка с гребным механизмом (репродукция из книги)
Лодка с гребным механизмом (репродукция из книги)
Лодка с гребным механизмом (репродукция из книги)
Название